Ирина Сиротова

Ирина Сиротова: снимать душой

 Ирина, добрый день!

Здравствуйте.

— Насколько конкурентной средой является современная семейная фотография? Как удается удерживать свои позиции?

Мне кажется, конкуренция в семейной фотографии весьма условна. Ведь ты снимаешь так, как видишь сама, это твой взгляд на мир, твое видение. Снимаешь разных людей, разные семьи, у которых, в свою очередь, свой характер и свое представление обо всем. Все мы отличаемся друг от друга. Конечно, есть фотографы, которые работают, если можно так выразиться, шаблонно. Вот тогда можно говорить о конкуренции. А когда ты идешь своим путем, фотографируешь так, как чувствуешь, придерживаешься этого принципа и направления, когда в съемках присутствует не только бездушная коммерческая составляющая, но и частичка тебя, твоей души и твоего творчества, тогда все будет хорошо. Главное — не сбиваться со своего пути.

— А вы помните свою первую коммерческую съемку? Сильно волновались?

Конечно помню. И не только первую, и не только коммерческую. На свою первую коммерческую съемку я пришла с ангиной и с температурой: накануне вечером поняла, что заболела, но перенести фотосессию возможности не было. Было тяжело, зато я сосредоточилась на работе и думала только о том, как и что снимаю. Позволить себе отвлекаться на что-то другое просто не хватало сил. Может, именно поэтому в моем мозгу не стучало тогда: «Ой-ой-ой, это же моя первая коммерческая съемка!» В итоге все прошло успешно, герои остались довольны результатом, что, несомненно, очень важно для меня. А я волнуюсь и сейчас, и всегда, перед любой съемкой, даже некоммерческой. Мне кажется, что если не будет этого волнения, тогда можно считать, что все, ты начала снимать не душой, а как робот, что ли…

— Насколько загружен ваш рабочий график? Как удается совмещать профессиональную деятельность и семейные обязанности, ведь вы — мама троих прекрасных детишек?

По-разному бывает. Случается, что сижу за обработкой ночами, не без этого… Но ведь я сама планирую свой график и распределяю время, для меня это очень комфортно. Я уже плохо представляю, как бы управлялась со своими тремя мальчишками, если бы работала в офисе. Если у нас с детьми есть какие-то планы, мероприятия или поездки, значит, я на этот день просто не планирую съемки. Даже если случится какой-то форс-мажор, я всегда знаю, что у меня есть ночь для работы; а вечером, когда все ребята дома, надо обязательно уделить им внимание. Для меня проводить время с семьей, детьми — это очень важно.

В свою очередь, когда мои мужчины видят, что у меня много работы, они всегда поддержат, подстрахуют, поймут. Такая поддержка в семье, такое взаимопонимание придают мне силы и помогают творить. Я безумно люблю свою семью и свою работу!

— Есть ли у вас любимые кадры и связанные с ними истории?

Конечно, у меня есть свои любимые кадры. А вот таких историй, чтобы целый рассказ написать и чтобы дух захватывало, — такого нет. Но своя небольшая история есть практически у каждой фотографии. Обычно происходит так: я планирую съемку, рисую в уме кадры, которые сделаю, но в силу обстоятельств — например, погода испортилась или ребенок капризничает и не хочет что-то делать, куда-то идти — вдруг понимаю: ничего из задуманного снять не получится. А потом, как молния, в голове проскакивает мысль, что так даже лучше и все нужно сделать по-другому. И я снимаю это вот совсем другое… В результате именно такие спонтанные кадры становятся моими самыми любимыми.

— Работаете ли вы с постоянными клиентами? Перерастает ли общение в дружбу?

Да, несомненно. Практически со всеми клиентами мы становимся друзьями, да иначе и быть не может. Чтобы все сложилось, люди должны довериться тебе, открыться, а ты в свою очередь должна узнать, почувствовать семью как можно лучше, ведь это залог успешной съемки. Ну и как тут не стать друзьями?!

— Расскажите о своих проектах.

Если говорить о некоммерческих проектах, то у меня есть несколько идей и задумок, но на все нужно время; прежде чем за что-то браться, необходимо сначала все хорошо продумать. Вот когда составишь четкий план и отснимешь пилотный материал, только тогда, я считаю, и можно говорить о полноценном проекте. На данный момент у меня такого нет, хотя я начала вынашивать идею серии психологических фотопортретов подростков. Моему старшему 13 лет, пока я все отрабатываю на нем. Не понаслышке знаю, что снимать подростка очень нелегко, а надо еще при этом понять его, суметь раскрыть его внутренний мир в своих фотографиях. Сейчас эта тема очень интересует меня, но вырастет ли она в полноценный проект, я пока не готова сказать.

— Есть ли у вас кумиры в фотографии?

Кумир — не совсем подходящее слово. Несомненно, есть фотографы, чьими работами я восхищаюсь, наслаждаюсь, могу рассматривать их часами. В основном это классики фотографии, такие как Александр Родченко, Ричард Аведон, Сара Мун, Энни Лейбовиц, Эллиотт Эрвитт, Хельмут Ньютон, Анри Картье-Брессон… И это далеко не полный список.

Отдельно хочу выделить еще одного замечательного человека, который для меня очень много значит. Это Наталья (Маруся) Токарева, восхитительный фотограф, чьими работами я восторгаюсь, и Учитель, именно Учитель с большой буквы. Занятия в «Марусиной мастерской» дали мне очень и очень многое, помогли раскрыться, поверить в себя и найти свой путь. Мои достижения и победы связаны с Марусей, поэтому она — моя путеводная звезда. О, я нашла-таки подходящие слова!

— Насколько важна для вас постобработка?

Я, честно говоря, привыкла, что постобработка для меня — неотъемлемая часть фотографии, которая занимает достаточно много времени. Я снимаю только в формате RAW, который в любом случае требует проявки. Потом работа с цветом, ретушь. Главное здесь — не переборщить, хорошая обработка должна быть незаметной.

— Если бы не существовало фотографии, кем бы вы стали?

Трудно сказать. Вообще я экономист с красным дипломом, который, проработав достаточно много времени по специальности, отчетливо понял, что душа просит творчества и свободы. Да, так бывает. И я рада, что смогла найти себя в фотографии. Ну а если бы ее не было, тогда, возможно, я стала бы художником, дизайнером или модельером.

— Хотите ли вы попробовать себя в новых жанрах?

Сейчас семейная фотография — это настолько мое, что я даже и не знаю. С другой стороны, очень интересно постоянно открывать для себя что-то новое. Летом, во время наших семейных поездок, я планирую углубиться в тревел-фотографию и пейзаж.

— Скажите, в чем, по-вашему, состоит счастье фотографа-мамы?

Ох… Я могу сказать, что значит для меня счастье просто фотографа и просто мамы. А вот счастье фотографа-мамы… Ну, наверное, в том, что у меня трое замечательных красивых мальчишек, моих любимых моделей, которых можно снимать очень часто, удовлетворяя свои творческие потребности. Шутка. Хотя, как говорится, в каждой шутке… А так мое счастье именно как мамы — это здоровые и счастливые дети.

— Можете поделиться советами с начинающими фотографами?

Начинающему фотографу я бы посоветовала в первую очередь понять, что для него значит фотография, что и как он хочет снимать, найти свой путь, не оглядываясь на других, и начать двигаться по нему. Не бояться ошибок, экспериментировать, снимать, как видишь и чувствуешь.

 

Об авторе

 Имя, фамилия, возраст: Ирина Сиротова, 36 лет.

Веб-сайт: sirotova.ru

Техника: камера Canon EOS 6D, объективы: 24—70/2,8; 50/1,4; 35/1,4.

Выставки, награды, достижения:

— призер конкурса детской и семейной фотографии, проводимого журналом «Российское фото» в 2015 г.;

— финалист конкурса AdMe Photo Awards — 2014 в номинации «Повседневная жизнь»;

— диплом об успешном окончании курса авторской школы творческой семейной фотографии «Марусина мастерская»;

— член Ассоциации детских и семейных фотографов «ДИСФО»;

— участник международных тематических выставок детских и семейных фотографов;

— публикации фотографий в журналах PhotoVogue, Италия, «Российское фото», Россия.

Источник вдохновения: в первую очередь моя семья, мои дети, а также картины, фильмы, музыка, путешествия и книги. Иногда бывает достаточно лишь услышать фразу, а в голове уже складывается картинка… Остается только воплотить ее в жизнь.

Лучший совет: всегда и везде оставаться собой и не останавливаться на достигнутом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.