Елена Гернович

Полюбить ребенка легче, чем взрослого

Елена Гернович говорит, что детский фотограф родился в ней в тот самый момент, когда появилась на свет ее старшая дочь. С тех пор прошло шесть лет. Елена сменила несколько камер, провела множество съемок с юными моделями, родила еще одну дочь и… продолжает снимать, радуя поклонников своего таланта необычным взглядом на мир.

— Елена, добрый день! Расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в мир фотографии?

Я закончила факультет журналистики по специальности «реклама», но, устроившись на работу после вуза, осознала: это не мое. Офис, компьютер, строго нормированный рабочий день, корпоративные (то есть обезличенные) клиенты… Все изменилось, когда у меня родилась дочь. Да-да, я пришла в мир фотографии тем же путем, что и большинство фотографов-мам! Мне хотелось не только запечатлеть первый зубик или первый шаг Софии, но и создать фотоисторию ее детства. Если говорить громким языком, то именно благодаря дочери я нашла дело своей жизни.

— Помните ли вы свою первую камеру?

Когда родилась София, у меня не было никакого фотоаппарата. Вообще. Я купила какую-то мыльницу, начала наряжать дочку, придумывать интересные кадры… Но быстро поняла, что этот фотоаппарат очень ограничивает полет моих мыслей. Тогда, желая выйти за рамки «просто снимков», я приобрела камеру Canon 450D. Сейчас, когда я смотрю на свои фотографии пятилетней давности, я понимаю, что они хороши даже с позиции сегодняшнего дня, хоть и сделаны самой простой камерой. И это дает мне стимул создавать шедевры, ведь сейчас у меня в руках совсем другая техника.

— Технику каких производителей вы используете?

Я всегда снимала, снимаю и буду снимать камерами Canon. Нет ни одной причины, по которой я захотела бы перейти на технику других производителей.

— Как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?

Изначально я фотографировала только Софию, но когда поняла, что мои работы могут быть интересны зрителям, стала размещать их в различных блогах и на форумах. И… наверное, это судьба. Однажды я получила письмо от мамы малыша: «Приглашаю вас в воскресенье в качестве фотографа на крещение моего сына». Не я пришла в эту профессию — она нашла меня сама. Не я назначила цену съемки — мне предложили гонорар. С того самого события начался мой творческий профессиональный путь, и к моменту рождения второй дочери я уже осознавала себя состоявшимся фотографом.

— Но почему именно дети — ваши излюбленные модели?

Я с детства люблю детей, мне нравится играть с ними, нежничать, наблюдать за малышами. Это помогает в работе — чтобы увидеть человека с лучшей стороны и создать красивую картинку, нужно полюбить свою модель. И к чему скрывать: полюбить ребенка легче, чем взрослого. А еще с точки зрения фотографа детей снимать… честнее, что ли, — у них намного больше настоящих эмоций, чем у взрослых. И в то же время, если речь идет о семейной фотосессии, именно дети способны растопить взрослые выражения лиц родителей, которые тут же становятся более раскованными и открытыми. Поэтому спектр моего творчества достаточно конкретен — только дети, только хардкор (смеется).

Я не берусь за свадебные и взрослые фотосессии, меня не интересует природа сама по себе. Другое дело — съемка детей на фоне пейзажа: нет ничего прекраснее этого единства. Люблю летом фотографировать своих дочерей в деревне, где есть коровы, кролики, стога сена… Получаются совершенно невероятные пасторали, которые так удивительно разглядывать и вспоминать зимой.

— Как вы совершенствовали свои навыки в фотографии? У кого учились?

Здесь я тоже не оригинальна — я самоучка. Бесконечно фотографирую, набивая руку и оттачивая кадр за кадром — вот, пожалуй, и весь мой секрет. Конечно, время от времени мне хочется поучиться чему-то новому, узнать секреты именитых фотографов, и тогда я иду на мастер-классы к тем, кто меня вдохновляет. И… понимаю, что открыть Америку снова не получилось. Занятие длиной в целый день нередко дает мне осознание, что и тут я до всего дошла сама. А потом задумаюсь: «А ведь фишечка, которую мастер использует при обработке снимков, интересна!» — и утешусь. Вот ради таких фишек и фишечек, подчас небольших и не заметных невооруженным взглядом, а еще ради общения с коллегами и чувства причастности к фотографическому сообществу я хожу на мастер-классы.

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?

Смешно об этом говорить, но так и есть: детский фотограф обязан быть в хорошей физической форме. Большая часть моих моделей приходит ко мне, когда им от года до трех лет. Понятно, что дети в этом возрасте не сидят на месте. Они двигаются, исследуют мир, проверяют тебя на крепость духа и твердость прицела камеры, и чтобы выдать результат, фотограф должен иметь достаточную подготовку. Ни в одном из других жанров не нужно столько двигаться в поисках нужного ракурса, интересных кадров и сюжетов, сколько детскому фотографу. А еще обязательно надо любить детей и быть терпеливым к их шалостям, иначе ничего не выйдет.

— В чем заключается ваш собственный стиль и сколько времени понадобилось на то, чтоб его отыскать?

Для меня важно, чтобы фотографии несли художественную ценность, а стиль… Зрители узнают мои работы среди множества других, что подтверждает: он есть. Но я не искала его специально и никогда не пыталась его как-то определить. А сейчас задумалась и поняла, что у моего стиля три составляющих: хороший, часто закатный свет; нежные, яркие, непосредственные эмоции; сочные краски. Красочные цветные снимки я предпочитаю черно-белым кадрам, которых в моем портфолио крайне мало. Мне нравится делать фотографии, которые отличаются сказочностью и фантастичностью. Нередко мне кажется, что в своих работах я воплощаю образы, которые пришли ко мне еще в детстве. Но вместе с тем мне важно, чтобы человек на моих снимках был полностью узнаваем, чтобы он смотрел на сказочную атмосферу и понимал: «Это же я!» Все названные факторы объединяются даже в самых ранних моих снимках. Может быть, мой стиль сформировался сам собой, отразив мое внутреннее видение?

 Что самое сложное в работе семейного фотографа, на ваш взгляд?

Многие фотографы говорят про удачу, про «тот самый миг» или «тот самый кадр»… Но по мне, «тот самый кадр» дождется каждого, кто без устали практикуется. Для меня самая ответственная часть работы — подготовка к съемке. Мне не только важно придумать тему фотосессии, одежду малыша или согласовать одежду родителей и ребенка с интерьерами помещения, где будет проходить съемка. Еще раньше мне необходимо убедиться, что мои клиенты доверяют мне и понимают: результат съемки — это результат моего творчества, с которым они уже знакомы и к которому испытывают симпатию. Когда описанная часть работы проделана, то остается только творить. У меня в кадре все продумано изначально, и уже в этом состоянии я жду случайность и ловлю «тот самый кадр». Не секрет, что дети не позируют — они живут, и мне как фотографу остается только быть готовой к тому, что они придумают что-нибудь интересное.

— Можете ли вы припомнить самые интересные, яркие свои съемки и истории в работе?

Интересные моменты происходят во время каждой фотосессии, и обрабатывая фотографии, я нередко их вспоминаю и улыбаюсь.

К примеру, на одной из недавних съемок малыш так серьезно заинтересовался моей камерой, что ничто не могло убедить его оставить ее в покое, почти все время мы играли в догонялки. Или однажды я проводила «беременную» фотосессию, а следующим утром (я еще даже не начала обрабатывать кадры!) получила от своей вчерашней модели письмо, в котором… был снимок. «И кто здесь фотограф?» — чуть не спросила я, но открыв послание, расчувствовалась: в нем было изображение только что родившегося младенца. Название для той фотосессии у нас с новоиспеченной мамочкой родилось само собой: «Успели!»

Я очень люблю фотографировать крещение, и каждый раз для меня это настоящее таинство, где каждый взгляд и жест много значат. И кадр, где батюшка читает Евангелие, а младенец тянет ручки к кресту на книге, для меня именно такой.

— Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?

Быть семейным фотографом может далеко не каждый, и тут дело не только в наличии или отсутствии таланта, но еще и в личностных качествах. Ответьте себе честно на вопросы: «Умею ли я организовывать процессы от а до я? Смогу ли я „рулить“ съемкой и управлять взрослыми людьми? Готова ли я отказаться от прибыльной съемки потому, что понимаю: это не мой клиент и в качестве результата он ожидает не то, что могу ему предложить я?»

Если сложностей не возникло, переходим к следующему пункту. У многих начинающих фотографов есть заблуждение, что фотошоп решает все и что снять можно как угодно, а потом постобработкой «вытянуть» съемку. Увы! Фотошоп может сделать нужный акцент, но он не в силах передать интонации, эмоции, атмосферу внутри кадра, так же как не в его полномочиях создать правильную композицию и задать кадру красивый свет. И мой совет такой: прежде чем учиться обрабатывать снимки, научитесь хорошо снимать. Практика, практика и практика — фотографируйте своих детей, друзей и родственников! И переходите к фотошопу, когда вы будете уверены в том, что сделали в кадре все возможное.

В тот самый момент, когда вы, глядя на результат очередной съемки, убедитесь, что готовы гарантировать качество, что бы ни случилось, переходите к работе за деньги. И здесь я хочу дать еще один совет: здраво оценивайте свою работу. Многие уже состоявшиеся фотографы, которые только начинают работать за деньги, стесняются и демпингуют. А я считаю, что профессионал не имеет права работать себе в убыток, и тут речь даже не о том, как дорого я ценю навыки, талант или время фотографа: качественная техника стоит дорого, а ее амортизация происходит быстро.

— В чем лично для вас заключается секрет успеха фотографа?

Любовь к тому, что ты делаешь, — это всегда залог успеха. А если любовь между моделью и фотографом взаимна, последний обречен на успех. Дети чувствуют мое к ним отношение и в ответ нередко признаются в любви, а время после съемки мы часто проводим в объятиях и играх. И конечно, детское доверие ко мне ощущается в работах.

А еще гарантированный успех для меня — это вторая и последующие съемки с детишками. Первая встреча — всегда знакомство, очерчивание границ, некоторое притирание и с малышом, и с родителями… Зато каждая последующая сессия — это незамутненная радость встречи, доверие друг к другу и результату, стопроцентное понимание и, конечно, желание встретиться снова!

— В чем вы находите источники вдохновения?

Я люблю читать. Люблю путешествовать. Люблю изучать фотографии разных мастеров. Но самое «быстрое» вдохновение для меня — это рассматривать картины. Я могу бесконечно разглядывать работы художников, отмечая для себя нюансы: как мастер добился этой перспективы, какой цвет кожи у его модели, почему румянец на щеках детей горит огнем, откуда на картине падает свет и как это работает на композицию.

Меня очень вдохновляет фотогеничная погода и природа — увижу, например, покрытый льдом живописный пруд и тут же представляю, каких бы героев я «заселила» сюда. Когда приближается Новый год и в сливочном свете фонаря кружатся снежинки, у меня рождается миллион праздничных сюжетов. А иногда достаточно просто увидеть красивый свет, и я сразу представляю, кого из детишек я бы хотела сейчас сфотографировать.

— Спасибо за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам новых прекрасных кадров!

 Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Елена Гернович, 31 год.

Веб-сайт: www.gernovich.ru.

Техника: Canon 5D Mark III; Canon 85 mm 1.2 L; Canon 35 mm 1.4 L; Canon 24–70 mm 2.8 L.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.