Олеся Лоза

Фотограф должен быть светлым, искренним, открытым

Детский и семейный фотограф Олеся Лоза, автор концепции первого международного фестиваля семейной и детской фотографии «Семейные фотоканикулы», который состоится в Суздале 26-28 сентября, делится идеей формата предстоящего события и рассказывает о своем понимании того, что же это означает — снимать детей и семьи. Кстати, именно Олесе принадлежит идея пригласить на фестиваль знаменитого французского фотографа Алана Лебуаля.

Олеся Лоза

— Олеся, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе: кто вы по профессии и как пришли в мир фотографии?

Добрый день. По профессии я — фотограф. Если вас интересует мое образование и опыт работы вне фотографии — у меня высшее экономическое образование и до того, как уйти целиком в фотографию, я работала в коммерческом банке. Это потрясающий жизненный опыт, который дал мне жизненный фундамент и очень много чудесных и прекрасных людей, с кем я столкнулась за годы работы по долгу службы.

Фото: Олеся Лоза

— Помните ли вы свою первую камеру?

Конечно помню, Canon 1S IS. Это была такая цифромыльница 3,2 мегапикселя, но с 10кратным оптическим зумом, который позволял на максимальном приближении даже размывать задник — мне тогда это очень нравилось. А вообще, когда пришло увлечение фотографией, я о технике совсем не думала, я думала о сюжете больше: что я снимаю.

А если вспоминать первую камеру, с которой я начала свою профессиональную деятельность — это была Canon 30D и объектив 50mm 1,8 — самый простейший портретник для кропа.

Фото: Олеся Лоза

— Как вы совершенствовали свои навыки в фотографии? У кого учились?

Снимала, ошибалась, набивала свои шишки, исправляла. И снова снимала. Много-много-много снимала и анализировала каждый раз, что я сделала не так, где могла бы сделать лучше и что именно. Это меня очень стимулировало. Такой драйв — в следующий раз на эти грабли уже не наступаешь, но находятся новые. Но с годами их количество уменьшается донельзя и внимание уходит совсем в другие моменты.

Фото: Олеся Лоза

— Как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?

С нее все и началось. Мой первый снимок, который я сделала — был сын на руках у папы. Когда я купила свою первую зеркалку, я поехала снимать выставку котов в чудесной компании — там я и сделала свои первые детские кадры. Даже когда у меня была мыльница — я в этих старых кадрах нашла фотографии незнакомой деревенской девочки — я попросила ее поснимать — видимо это фаталити — так сразу как-то именно с этого началось — это был 2006 год, а в 2007 году я уже снимала своих первых детишек и до сих пор эти кадры нравятся мне, не устарели никак морально.

Фото: Олеся Лоза

— Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?

Свет. Человек должен быть светлый. Искренний, открытый и чистый. Потому что дети, да и люди в целом — все чувствуют. Мы не можем этого объяснить — этого не видно. Но это в воздухе. Это в атмосфере и энергетике, когда ты снимаешь. Я всегда говорила и говорю — если вы не любите людей, если не сопереживаете — не идите в человеческие фотографы — снимайте что-то другое — неживое. Потому что ребенка не обманешь никак и никогда — даже если 10 раз будешь ему улыбаться. Дети все чуют.

Фото: Олеся Лоза

— Что самое сложное в работе семейного фотографа, на ваш взгляд?

Самое сложное — это осознать, что ты не можешь дружить с большим количеством людей — тебя просто на всех не хватит — и попросту есть семья, которой ты очень нужен. Но это трудно. Так как подобное притягивает подобное, и люди в мою жизнь в виде клиентов входят ужасно интересные, постоянно приходится жалеть, что в сутках 24 часа. Но это жизнь. И все всё понимают конечно. Но жалко.

Фото: Олеся Лоза

— Сегодня ваши работы пользуются большой популярностью. Как вы сами можете определить формулу своего успеха?

Я делаю то, что могу и люблю, вкладывая в свою работу все что у меня есть. Я перфекционист.Наверное, это «растет» из детства, воспитания и гороскопа — я Дева — а это клиника. Я снимаю и обрабатываю фотографии для людей так, как я бы это делала для себя. То есть планку никогда не роняешь. Не халтуришь. Не делаешь спустя рукава — побыстрее. Это всегда отражается на результате. А еще, я всегда понимаю, что я хочу сделать, почему, как и зачем. То есть, у меня очень четко сформировано внутри меня, что я делаю в фотографии и для людей в целом. И поэтому работы получаются без наигрыша. Потому что понимаю, что я несу в мир.

Фото: Олеся Лоза

— Есть ли у вас предпочтения: детишек какого возраста вам нравится снимать больше всего?

Таких предпочтений нет. Есть понимание что в каком возрасте можно «поймать». И я стараюсь донести это до родителей. Обычно люди приходят ко мне с намерением сниматься — и мы снимаемся в том возрасте, который сегодня. А втянувшись уже конечно же хочется фотографий своей семьи и растущих детей с какой-то периодичностью — ведь мало что нам будет так дорого спустя годы — а фотографии — это память об ушедших мгновениях и важно какие они — эти фотографии.

Фото: Олеся Лоза

— Есть ли мастера детской фотографии на Западе и в России, творчество которых для вас особенно важно?

На сегодняшний день такой человек есть, это Алан Лебуаль. У меня захватывает дух, когда я смотрю его работы. И знаете что ценно — их можно смотреть бесконечно. Рассматривать. Они не надоедают. И это фотографии чужих детей, но которые я готова повесить дома на стену — потому что они задевают самые тонкие струны души. И работа со светом и композиционное построение кадра — все выше всяких похвал.

Фото: Олеся Лоза

— Технику каких производителей вы предпочитаете?

Canon. Просто так исторически сложилось.

— Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?

Посоветовать могу искать себя. Честно ответить себе на вопрос — что именно я хочу снимать. Что мне интересно. Ответить на вопрос — люблю ли я детей в принципе. Потому что открытки снять можно без этого, а вот фотографии вряд ли. У многих путь детского фотографа начинается с фотографий своего ребенка. У меня это совсем не так. Свою дочку я родила только в 2012 году, имея уже хороший опыт детской и семейной съемки за плечами. Снимать своего ребенка и снимать детей и вообще людей, в семью которых ты вошел на пару часов — впервые их видишь, а тебе нужен результат и результат отличный — это совсем не одно и то же и нужно это понимать. И понимать для себя — что нужно получить для того, чтобы это осуществить — опыт ли это, знания или просто поддержка единомышленников или близких людей, кто в вас верит. Все получится, нужно только захотеть.

Фото: Олеся Лоза

— Проводите ли вы мастер-классы? Чему в первую очередь хотите научить начинающих фотографов?

Я очень долго была против какого-либо обучения. Были и мысли из разряда, что учить должны фотографы уровня Брессона и Родченко, и мысли «что я могу дать» и мне совсем не нравится тенденция идти учителя тех людей, кто еще «вчера» взял в руки камеру, а сегодня ведет за собой людей. Фотограф — он как кактус — растет медленно. Это правда жизни. Каждый год открывается что-то новое. Новое видение, новое восприятие, новое понимание. И не обогнать это время — ну никак. Но ускорить можно. Это факт и хорошие обучения этому способствуют. Когда я начинала — не у кого было учиться — не было вот этого — что происходит сейчас в обучении фотографии. И я училась сама. Абсолютная самоучка. Но опыт — он копится. И в этом году я поняла, что мне есть что рассказать миру и хорошие люди из фотошколы «Фотопроекта» сагитировали написать курс по детской и семейной фотографии. Первый курс состоялся весной этого года, но я пока не уверена, что готова преподавать на регулярной основе. Я активно снимающий фотограф. Практик. И мне жаль это терять.

А чему я хочу научить — это в двух предложениях не сказать. Лучше прийти на творческую встречу на фестивале и послушать, что я думаю, и задать свои вопросы, на которые я с радостью отвечу.

Фото: Олеся Лоза

— Что значит для вас участие в фестивале «Семейные фотоканикулы»? Это первый международный семейный фотофестиваль. Как вы думаете, насколько востребованы и важны для семейной фотографии такие мероприятия?

Это наверное не очень скромно, но идея фестиваля в таком формате принадлежит мне, и, я надеюсь, все задумки и мечтания воплотятся на этом фестивале, и с каждым годом он будет только расти и привлекать все больше талантливых людей и всех, кто неравнодушен и хочет войти в мир фотографии. Есть много чудесных фотографов, работы которых мне нравятся, еще больше тех, чье творчество я уважаю. Но для первого фестиваля, я считаю, подобралась просто прекрасная команда спикеров и участников — все разные, и каждый в своей нише может дать слушателям много ответов на наболевшие вопросы и просто толчок к развитию и крылья для своих личных свершений. Такие мероприятия не просто важны, они очень НУЖНЫ людям. Потому что идея мероприятия — не просто создать контент для обучения — а сделать это все в формате дружеской встречи — в душевной атмосфере, а не академических сухих лекциях в классах. Я рассуждала и как фотограф, и как МАМА в первую очередь — потому что фотография — это жизнь — и она переплетается и неразрывна с семьей и материнством, и хочется все совмещать и везде успеть. И вот он — фестиваль, на котором можно в одном месте получить просто вагон знаний и ответы на ЛЮБЫЕ свои вопросы, касающиеся фотографии на лекциях, семинарах, творческих встречах или просто в неформальной атмосфере прогулок с мастером и съемке своих детей под руководством выбранного фотографа или просто за ужином или обедом. То есть при формировании идеи и формата фестиваля было важно, чтобы можно было приехать всей семьей — не разлучаться со своими детьми и родными ради обучения — и при этом получить и отдых, и обучение, и знакомство, и общение с единомышленниками, и при этом и дети будут заняты разными развивающими и развлекающими движениями, и будет возможность посниматься всей семьей — для фотографов это всегда огорчение: сапожники без сапог, а фотографы без фотографий всей своей семьей обычно — до себя руки не доходят или нет в кадре снимающего — а на фестивале будет возможность фотографироваться и отдыхать всем вместе. А вообще: золотая осень, жемчужина Золотого кольца России город Суздаль и отличная компания — что еще нужно для незабываемого уик-энда?

Фото: Олеся Лоза

— Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нам и всем участникам фестиваля.

Желаю вам, ребята, сердцем не стареть (улыбается). А если серьезно — я желаю всем участникам отличного отдыха и времяпровождения. Расширения горизонтов, новых знакомств и новых свершений. Обретения крыльев и развенчивания мифов. Ну, еще любви и позитива, конечно же, но позитив — он в наших руках!

— Большое спасибо за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам новых прекрасных кадров!

 Спасибо, а вам развития и роста аудитории.

Об авторе

Имя, фамилия, возраст: Олеся Лоза, 30 лет.

Веб-сайт: oloza.ru, loza-olesia.livejournal.com.

Техника: Canon 1D X, Canon 24–70 mm f/2.8 L II IS, Canon 16–35 mm f/2.8 II L, Canon70–200 mm f/2.8L II IS, Canon 35 mm f/1.4 L, Canon 50 mm f/1.2 L, Canon 100 mm f/2.8 L Macro IS, Canon 135 mm f/2.0 L.

Источник вдохновения: жизнь во всех ее проявлениях.

Лучший совет: больше снимайте; много снимайте и анализируйте свои работы критически; и не слушайте тех, кто говорит «не снимай» — всегда лучше сделать, чем не сделать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.